Вход | Регистрация
сайт бесплатных объявлений, фото-отчётов и
новостей про катера, яхты и отдых у воды
  VLBOAT.RU
       

 
  Продажа                   Покупка
 
  Предложения услуг 0
Работа и персонал 0
Каталог торговых марок 27
Каталог компаний 283
Базы отдыха 138
Выбранные объявления
 Поиск объявления по ID:

   Новости
 
03.03.2015
Международная выставка яхт и катеров Korea International Boat Show (KIBS 2015)
28.09.2014
Чемпионат России в олимпийских классах яхт пройдет в Сочи с 27 сентября по 5 октября
16.09.2014
Международная регата "2000 островов" (Республика Корея)
   Торговые марки
FINNSPORT
Elegance Yachts
Volvo Penta
Quicksilver
Verado
 

Правила поведения во время грозы

Грозы в открытом море сравнительно редки. Когда же они случаются, то проходят вдоль фронта давления (фронтальные грозы). Только над сушей грозы могут возникнуть внутри устойчивых масс воздуха.


Гроза связана с увеличением мощных кучево-дождевых облаков. Первый сигнал опасности - растущее кучевое облако. Верхняя часть облака приобретает форму наковальни - носок. Наковальня указывает направление, в котором дует ветер, т. е. движется шквал. Вторая характерная черта - большое кучевое облако под наковальней, края которого похожи на цветную капусту. Оно расширяется и устремляется вверх в направлении вершины - наковальни. Третья характерная черта - облако в виде горизонтального валика, вращающегося у основания грозового облака. Последний признак -темная область осадков, простирающаяся от основания облака к земле. Именно здесь зарождается шквал.


Схема грозового облака. Стрелки показывают направление движения воздушных потоков:

Схема грозового облака


Грозы обычно начинаются во второй половине дня или ранним вечером, чаще на суше. В океане яхтсмен может встретиться с грозой между полуночью и зарей. В тропических широтах грозы наиболее часты, в более высоких широтах они гораздо слабее и наблюдаются сравнительно редко.


При образовании в любой точке горизонта грозового фронта мощных кучево-дождевых, башнеобразных туч следует внимательно наблюдать за развитием облачности. При этом надо помнить, что ветер не дает правильного представлении о направлении движения грозы. Грозы часто идут против ветра!

Расстояние до приближающейся грозы можно определить, посчитав секунды, разделяющие вспышку молнии и звук первого раската грома. Секундная пауза означает, что гроза на расстоянии 300-400 м, трехсекундная — 1 км, четырехсекундная — 1.3 км и т.д. Если эти промежутки времени уменьшаются, то гроза приближается, и необходимо принять меры защиты от поражения молнией.

Непосредственно перед началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление, налетают резкие шквалы, после чего начинается дождь.


Наибольшую опасность представляют «сухие», то есть не сопровождающиеся осадками грозы.

Если по всем признакам ясно, что грозы не избежать, действуем в зависимости от ситуации.

Вариант 1. Вы в лесу.

Молния в лесу практически никогда не бьет в землю, за исключением полян, ибо деревья являются естественными громоотводами, причем вероятность попадания молнии в конкретное дерево прямо пропорциональна его высоте.

Отсюда мораль: держитесь подальше от высоких деревьев. Самый грамотный вариант — усесться между низкорослыми деревьями с густыми кронами. При этом определите приблизительно высоту выбранных вами деревьев и постарайтесь размещаться от них на расстоянии, не превышающем эту высоту. Допустим, высота деревьев примерно 4-5 метров, соответственно, размещаться между ними надо так, чтобы до каждого из деревьев было не менее 4-5 метров. Это называется «конус защиты».

Кроме того, надо помнить, что чаще всего молния ударяет в дубы, тополя, вязы. Реже — в ель, сосну. Совсем редко — в березы, клены. Сидеть лучше в так называемой «позе эмбриона» — спина согнута, голова опущена на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединены вместе.

Выбирая себе убежище, обратите внимание — нет ли рядом деревьев, ранее пораженных грозой, расщепленных. В таком случае лучше держаться подальше от этого места. Обилие пораженных молнией деревьев свидетельствует, что грунт на данном участке имеет высокую электропроводность, и удар молнии в этот участок местности весьма вероятен.

Разбивать палатки также лучше всего на небольшой полянке в среднелесье. Ставить палатки на открытом месте опасно.


Вариант 2. Засада. Вы в поле.

При первых признаках приближающейся грозы надо: как можно быстрее переместиться в сторону надежного ближайшего укрытия (лес, деревня), удаляясь одновременно от отдельно стоящих деревьев или рощ. Если отдельно стоящее дерево расположено на вашем пути к деревне, плюньте на деревню. Тут приоритетной задачей будет все-таки отдаление от возможных зон попадания разряда. Отдаляться надо не менее чем на 150-200 м. С началом грозы, если вы так и не добежали до укрытия: присесть как можно ниже, а когда гроза подойдет совсем близко — лечь на землю. И тихо, смиренно, неподвижно лежать. При этом следует помнить, что песчаная и каменная почвы безопаснее, чем глинистая. И не спешите двигаться с места, когда гроза начнет уходить, — переждите 20-30 минут после того, как ударила последняя молния.

Нельзя: перемещаться, в особенности гордо и бестрепетно; прятаться в стога сена, под одиноко стоящие деревья или островки деревьев, тем более прикасаться к ним руками и прочими частями тела. Человеческая психология такова, что в большом и мощном он склонен видеть защиту. В грозу работает обратный закон: чем ты мельче, тем больше у тебя шансов не попасть под разряд. Поэтому деревья обходим подальше.


Вариант 3. Спокойно, ты попал... Вы в речке, и рядом заливной луг.

Первое: срочно уматывать. Сначала, как водится, из речки, а затем как можно дальше от берега.

Пойма — это такое сладостное для молний местечко, где резвиться они могут до посинения. Нельзя: лезть в воду; укрываться в пойменных кустах и опять-таки — под деревьями. Человек, находящийся на плавсредстве, при приближении грозы должен немедленно пристать к берегу. Если это невозможно — осушить лодку, переодеться в сухую одежду, если есть, поднять защитный тент, подложить под себя спасательный жилет, сапоги, снаряжение и т.п. электроизолирующие предметы, накрыться полиэтиленом таким образом, чтобы дождевая вода стекала за борт, не внутрь плавсредства, но при этом полиэтилен не должен соприкасаться с водой!

Вариант 4. Ужас … Вы на полпути к покорению своей вершины.

В горной местности при приближении грозы надо постараться спуститься с возвышенностей — хребтов, холмов, перевалов, вершин и т.п.

Нельзя прислоняться или прикасаться при передвижении или отдыхе к скалам, отвесным стенам. Нельзя прятаться под скальными нависаниями. Опасно находиться возле водотоков (расщелин, желобов и т.д.), так как во время грозы даже мелкие трещины, заполненные водой, становятся проводником для стекания электричества. Лучше всего остановиться возле высокого вертикального отвеса («пальца»). При этом высота отвеса должна быть, по меньшей мере, в 5-6 раз больше высоты человека, соответственно зона безопасности будет равна высоте отвеса, отмеренной в горизонтальной плоскости. Однако ближе чем на 2 м к стене приближаться нельзя. Можно укрываться в естественных нишах-пещерах в склоне, но также не ближе 2 м от стены.

Металлические предметы — альпинистские крючья, ледорубы, кастрюли, собрать в рюкзак и спустить на веревке на 20-30 м ниже по склону.

Вариант 5. Гроза застала вас в машине.

Многие ошибочно считают, что опасно пережидать грозу, сидя в автомобиле. На самом деле машина достаточно хорошо защищает находящихся внутри людей, поскольку даже при ударе молнии разряд идет по поверхности металла. Поэтому если гроза застала вас в машине, задраиваем все окна и ждем, пока ненастье минует.

Однако не следует дотрагиваться до ручек дверей и других металлических деталей. В том числе и до сотовых телефонов. Щадите свои барабанные перепонки — в грозу через мобильник в руках можно получить звуковой удар. Если гроза застала вас в автомобиле, не нужно его покидать. Необходимо закрыть окна и опустить автомобильную антенну.

Вариант 6. Вы на своем железном коне.

Велосипед и мотоцикл в отличие от машины от грозы вас не спасут.

Соответственно, слезаем, укладываем транспорт и укладываемся сами на расстоянии примерно 30 м от них.

Вариант 6. Профильный. Вы в море на катере или яхте.

Находясь на борту яхты во время грозы, независимо от наличия на борту системы защиты от молнии, вы подвергаете себя опасности. Если высадка на берег на это время невозможна, то меры безопасности должны быть приняты немедленно.

Тем, кто плавает на швертботах, лучше всего подойти к берегу, на крейсерской же яхте надо зарифить паруса, а яхту положить на курс бейдевинд. Если курс яхты совпадает с направлением штормового ветра, ее экипаж будет длительное время испытывать дискомфорт. Молнии опасны, и на яхте необходимо установить громоотвод. На швертботе с металлической мачтой во время грозы рекомендуется свесить гик через борт в воду, держа его в то же время в контакте с мачтой.

Определить расстояние между яхтой и грозой очень просто. Если яхта находится в точке грозового разряда, вы, увидев молнию, одновременно услышите гром, если на каком-то расстоянии от нее - сначала будет молния, а затем гром. Этот промежуток времени в секундах надо умножить на 0,2 и полученный результат покажет вам приблизительное расстояние в милях между яхтой и грозой.

  • При возможности нужно обойти грозовый район.
  • Лечь в дрейф, Выключить двигатель. По возможности надо ставить яхту как можно ближе к высоким обьектам - высоким берегам, мостам, зданиям. Разряд ищет кратчайший путь, и будет лучше, если он пройдет по громоотводу здания или через мост, а не через яхту.
  • Прекратить любую деятельность на палубе и переместиться внутрь лодки. Избегать любых действий, которые требуют контакта тела с водой, например рыбалки. Очень опасна также работа с якорем.
  • Постараться переодеться в сухую одежду.
  • Находиться как можно ниже и ближе к центру лодки.
  • Если возможно, отсоедините всю электронику, особенно УКВ или другое радио-оборудование, подключенное к антеннам. Спустите или отсоедините все антенны, которые можете. Не используйте телефоны.
  • Не касайтесь частей оборудования, подсоединенных к системе защиты, особенно к двум частям одновременно. В случае удара ваше тело станет проводником тока. Вообще, следует держаться подальше от металлических частей.
  • Внутри парусной яхты: не находитесь рядом с креплением мачты (если она крепится на палубе) и с самой мачтой (если она проходит через палубу). Мачта является главным проводником молнии.
  • Если судно поражено молнией, немедленно проверьте все забортные клапана, чтобы убедиться, что они исправны. Всегда надо иметь набор деревянных пробок для аварийного закрытия забортных отверстий. Это связано с тем, что мощный электрический разряд ищет путь с наименьшим электрическим сопротивлением от мачты и палубных металлических частей к воде. И в стеклопластиковом или деревянном корпусе это оказываются именно металлические клапана, особенно, если к ним подходят металлические трубы. Еще надо проверять состояние датчиков, установленных в обшивке, например, эхолота.

Еще несколько полезных советов для разных случаев:

  • Во время грозы все металлические предметы: топоры, пилы, лопаты, ножи, посуду и т.п.  — надо сложить в 15-30 м от лагеря или людей.

  • От почвы, особенно если она влажная, необходимо изолироваться, подложив под себя теплоизолирующий коврик, надувной матрац, ветки, лапник, в крайнем случае камни, веревки, одежду, обувь и т.п. при этом надо стремиться, чтобы изолятор был возможно более сухим! Сидеть следует сгруппировавшись, согнув спину, опустив голову на согнутые в коленях ноги и предплечья рук, ступни ног соединить вместе. Тело должно иметь наименьший контакт с землей. Мокрую одежду желательно снять и надеть сухую, в крайнем случае, тщательно выжать. Мокрые тело и одежда повышают опасность поражения молнией.

  • Когда гроза начнется, потушите костер. Дым — хороший проводник электричества. Бывали, например, случаи, когда молния била в низкую трубу, хотя рядом стояла высокая. А все потому, что «коротышка» вовсю дымила.

  • Укрываясь от грозы, избегайте также характерных разломов на почве. Специалисты их называют «гнездовьями молний» — они являются наиболее проводящими участками почвы.

  • В пути группе лучше рассредоточится. Идти по одному, не спеша.

  • Во время грозы ни в коем случае не бегать и не суетиться.

  • Нельзя находиться в мокрой одежде и обуви.
Важно!!! Если рядом с вами оказался человек, пораженный или контуженный молнией, не бойтесь дотрагиваться до него — заряда в теле пострадавшего не остается. Надо помнить, что далеко не всякое поражение молнией смертельно!

Человеку можно помочь, оказав первую помощь. Основная причина смерти при ударе молнии — нарушение деятельности сердца и легких. Поэтому пострадавшему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца, не останавливаясь больше чем на минуту, и прекращать только тогда, когда у пострадавшего появились явные признаки смерти.

Подготовлено по материалам www.altai-tourist.ru, www.yacht-master.ru, old.marin.ru

Метки: безопасность, погода

назад назад  наверх наверх

    О проекте | Техподдержка | Контакты VLBoat.ru | Условия использования | Реклама на сайте | Наши баннеры | Партнеры | Карта сайта