Как взять яхту в чартер?Для европейцев яхтинг давно стал массовым видом активного туризма, вполне доступного среднему классу. В России же он все еще ассоциируется с элитным отдыхом. В яхтенном чартере, действительно, есть люксовый сегмент, рассчитанный на очень обеспеченных людей, способных выложить 300 - 400 тыс. евро за неделю на борту стометрового судна. Но существует и колоссальный по объемам рынок бюджетного чартера. И масса промежуточных вариантов.
Какую яхту выбрать - парусную или моторную? Преимущества парусников - отсутствие шума двигателя и запаха выхлопных газов, ограничений по дальности плавания, да и качка на них ощущается меньше. Моторная яхта, при одинаковой длине с парусной, всегда более вместительна и быстроходна, позволяет не зависеть от капризов погоды, однако маршрут привязан к пунктам заправки.
Самый доступный вариант - аренда 9-15-метрового парусника без экипажа (bareboat charter). Среди арендаторов обязательно должен быть человек, имеющий международный сертификат на право управления яхтой. В противном случае придется брать профессионального шкипера (100 - 150 евро в день). Разброс цен за недельную аренду - от 4 000 до 10 000 евро - зависит от времени года и региона. В Хорватии чартер дешевле, на Лазурном берегу дороже, пик сезона приходится на июль - август.
Впрочем, многие выбирают жизнь под парусом не из желания сэкономить. Смысл вояжа в том, что навигацией придется заниматься самостоятельно. Для многих это - романтика. Шеф-редактор спецпроектов журнала Cosmopolitan Эллен Фербеек каждое лето вместе с семьей отправляется в плавание на 50-футовом паруснике, чтобы получить возможность кардинально сменить привычный образ жизни. «Конечно, на крупных моторных яхтах гораздо больше комфорта, но там скучно, - говорит госпожа Фербеек. - Наша семья настолько полюбила парусные путешествия, что мы купили собственную яхту, хотя арендовать ее было бы рациональней».
Если планируется отдых компании в 10-12 человек, лучше взять в чартер две яхты поменьше, чем одну большую: это облегчит проблему психологической совместимости, да и оплата сборов за стоянки напрямую зависит от размеров судна. К тому же, элемент соревнования сделает вояж интереснее.
Перед отправкой в плавание обязательно стоит проверить комплектацию - паруса, палубное оборудование, средства безопасности, навигационные приборы, рацию. Опытные яхтсмены говорят, что море не терпит небрежности, да и при возврате судна не будет недоразумений. Стоит также выяснить, что из оборудования включено в цену аренды, а за что следует доплатить (как правило, это снаряжение для дайвинга, виндсерфинга, рыбалки).
Чем раньше планируется чартер, тем лучше: если летний круиз заказать в январе-феврале, можно получить скидку в 5%. Еще 5% многие компании готовы сбросить при аренде яхты на срок от двух недель и более. Бонус в дополнительные 5% предоставляется постоянным клиентам при повторной аренде.
Бюджетные чартерные компании, как и в премиум-сегменте, «распродают» флот задолго до начала сезона, и единственный шанс для тех, кто поздно спохватился, - last minute booking, который объявляется за две-три недели до начала чартерного сезона. Часто предлагается скидка, однако это, как правило, указывает на проблемы с яхтой.
Аренда моторных яхт на порядок дороже - от 20 000 евро за недельное плавание. Точный ценовой диапазон люксового чартера определить невозможно: цена, конечно, зависит от размера лодки, но большую роль играет степень ее комфортабельности, набор заказанных услуг, район плавания, длительность вояжа и, конечно же, период чартера.
В случае с моторными яхтами ранняя аренда тоже предпочтительна. «Заказывать чартер лучше всего в начале года, только так можно выбрать подходящую лодку для пикового периода в июле-августе», - рассказала корреспонденту Ъ Вилена Павлова, официальный представитель брокера Burgess в России. В арсенале компании Burgess - исключительно роскошные яхты от 35 метров, аренда которых редко обходится дешевле 100 тыс. евро в неделю. В этом же сегменте работают и такие известные брокеры, как Fraser, Edmiston, Camper & Nicholsons, Imperial.
Поскольку брокеры хорошо ориентируются на рынке, они смогут не только подобрать подходящую лодку, но и оптимизировать расходы. Они же помогут в выборе и планировании маршрута, а также возьмут на себя все сопутствующие хлопоты: оформление виз и страховки, бронь авиабилетов, трансфер от аэропорта, заказ стояночных мест в маринах и топлива для заправки, подбор команды, закупку провизии.
На первый взгляд такие посреднические услуги выглядят излишними, но без них не обойтись. Опытный брокер досконально знает особенности и техническое состояние яхт, которые он предлагает для чартера. Случается, к примеру, что на вполне приличных с виду судах из-за неправильно рассчитанной вентиляции в гостевые каюты проникают запахи из кухни.
Выбирая брокера, удостоверьтесь, что он состоит в MYBA - Средиземноморской ассоциации яхтенных брокеров. «Вступить в ассоциацию не так просто, к компаниям предъявляются весьма высокие требования, - рассказал Ъ Евгений Кочман, генеральный директор компании Nordmarine и управляющий партнер компании Imperial. - Поэтому при аренде на условиях MYBA и только у членов MYBA вам не грозит потеря денежных средств, плохой сервис, экипаж низкого уровня и так далее».
Яхта считается зарезервированной после внесения аванса (50% стоимости чартера). За месяц до начала чартера нужно оплатить оставшиеся 50% и внести депозит для дополнительных расходов - Advanced Provisioning Allowance (АРА), около четверти цены чартера. «Эти деньги идут на оплату услуг, не предусмотренных контрактом, таких как траты на организацию рыбной ловли, береговой транспорт, экскурсии, - поясняет Евгений Кочман. - Суммой распоряжается капитан яхты, по завершении чартера он предоставляет полный отчет».
После выбора яхты и подписания контракта брокер приступает к организации досуга гостей. Клиента попросят заполнить подробную анкету, где он опишет предпочтения и пожелания всех участников путешествия, и в соответствии с ней будет составлен маршрут следования и программа отдыха: посещение виноградников и ресторанов, дайвинг, рыбалка - одним словом, все, что делает путешествие незабываемым.
Наконец, последняя, но крайне важная деталь: экипаж всегда принято поощрять чаевыми. Обычно это 10% стоимости аренды. Но эта сумма может варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от уровня обслуживания.
Если арендовать яхту заранее, многие владельцы готовы обсуждать скидку в 5%. Еще 5% можно выторговать при аренде яхты на срок от двух недель и более. Бонус в дополнительные 5% иногда предоставляется при повторной аренде яхты. Общая сумма скидок почти никогда не превышает 15%.
По материалам газеты «Коммерсантъ» Метки: аренда, катера и яхты, чартер Источник: www.ym-online.ru назад наверх
|