Вход | Регистрация
сайт бесплатных объявлений, фото-отчётов и
новостей про катера, яхты и отдых у воды
  VLBOAT.RU
       

 
  Продажа                   Покупка
 
  Предложения услуг 1
Работа и персонал 0
Каталог торговых марок 27
Каталог компаний 301
Базы отдыха 139
Выбранные объявления
 Поиск объявления по ID:

   Новости
 
03.03.2015
Международная выставка яхт и катеров Korea International Boat Show (KIBS 2015)
28.09.2014
Чемпионат России в олимпийских классах яхт пройдет в Сочи с 27 сентября по 5 октября
16.09.2014
Международная регата "2000 островов" (Республика Корея)
   Торговые марки
Yanmar
Bandido Yachts
Tohatsu
Doosan
Parsun
 

Так что же нам закон готовит...

Столь радикальная смена положении действующего законодательства, которую произвел закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», для законотворчества современной России факт уникальный.

И тем не менее, это произошло - 13 апреля 2012 года закон № Зб-ФЗ был принят Государственной думой, 18 апреля - одобрен Советом Федерации, 23 - подписан Президентом России, а 27 апреля - официально опубликован. С 28 мая 2012 года он полностью вступил в силу на территории Российской Федерации.

Возможно, проработка и рассмотрение этого закона в законодательных органах для большего числа судовладельцев остались вне поля зрения, но последствия его вступления в силу вряд ли будут ими незамеченными. Так что же радикального и инновационного несут для владельцев судов положения его статей? Попробуем разобраться.

Нужно отметить, что изменения, которые вносит настоящий закон, коснулись нескольких законодательств, а именно: Кодекса торгового мореплавания РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Налогового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях. Многие изменения в этих законодательствах тавтологичны, поэтому рассматривать их отдельно не имеет смысла, а проще сделать общий обзор закона и выделить частности. Также в обзоре будет необходимо обратиться еще к двум документам, конкретизирующим действие законодательных изменений - это письмо Минтранса России № 05-04-1655 от 15.05.2012 г. и письмо МЧС России № 29/1-6-538 от 24.05.2012 г.

Итак, первое, и, наверное, самое главное, что привносит закон, и что в будущем коснется очень большого числа судовладельцев - это освобождение от обязанности государственной регистрации определенной части судов, а следовательно, освобождение их владельцев и от обязанности уплаты налога на транспортное средство: «...Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха» (ФЗ №36-Ф3) (в кавычках указаны тексты закона и документов с сохранением орфографии и пунктуации). Таким образом, в этой части закон почти вплотную приближен к европейскому законодательству и исключает «...обязанность регистрировать незначительно малые плавсредства и спортивные суда, фактически не участвующие в мореплавании и судоходстве» (M.T. №05-04-1655).

Другие разделы закона либо не вменяют в обязанность владельцам судов и плавсредств, не подлежащих государственной регистрации, осуществлять их классификацию и освидетельствование: «...Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и свидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев...»; либо напрямую освобождают их от этих действий: «...Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации» (ФЗ №36-Ф3).

Но наибольший подарок владельцам судов, не подлежащих государственной регистрации сделала ГИМС МЧС РФ, освободив их и от обязанности иметь права на управление такими судами: «В соответствии с требованиями Закона на статья 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения» (МЧС № -: 1-6-538). Сразу нужно оговориться - это не подзаконный акт, а внутреннее распоряжение, и действует оно временно, а, следовательно, всецело уповать на него не стоит. Вероятнее всего, его нужно воспринимать только как возможную перспективу смены ограничения мощности двигателя, с которым разрешено управление плавсредством без прав на управление, с 3.68 до 8 кВт.

В качестве ремарки к этой части изменений стоит добавить следующее. Под нормой в 200 кг ГИМС, возможно, будет учитывать вес снаряженного судна. То есть он будет складываться из веса самого судна, веса мотора с системами питания и управления и веса судового обеспечения: якоря, концов, багров и весел, черпака, спасательных валетов и т.д.

Второе, и немаловажное, что привносит закон - это изменения и дополнения понятий маломерного судна, прогулочного судна и спортивного парусного судна: «...Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

...Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

...Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях» (ФЗ №36-Ф3).

С одной стороны, мы видим очень прогрессивные изменения законов,особенно касающееся трактовки понятия маломерного судна, которая значительно расширила определяющие его критерии, оставив только длину судна и допустимое количество людей. Не осталось критериев ни по оборудованию, ни по типу корпуса или движителя, ни по мощности или способу размещения двигателя.

С другой стороны, эти трактовки расплывчаты. Например, критерии понятия прогулочного судна полностью включают в себя критерии понятия маломерного судна. Правда, в разъяснениях Минтранса трактовка дополняется и приобретает несколько иной вид: «Прогулочное немаломерное судно (более 20 метров или количество людей от 12 до 18, не занятое коммерческой деятельностью)»(М.Т. № 05-04-1655). Понятно, что логически должно было быть именно так, но эта логика не нашла отражения в изменениях законодательств. Получается, что думали об одном, а выпустили другое.

Что еще вызывает сомнения в принятом законе? Все маломерные суда, не используемые в целях коммерческой деятельности, регистрируются в реестре маломерных судов, а используемые - в Государственном судовом реестре. На практике это выглядит так: «...Цель использования маломерного судна (коммерческая или некоммерческая эксплуатация) устанавливается по письменному заявлению судовладельца. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, при проведении очередного освидетельствования маломерного судна требуется соответствующее заявление судовладельца» (МЧС № 29/1-6-538). То есть с момента вступления закона в силу, используется судно в коммерческой деятельности или нет, определяет судовладелец, но по каким критериям он будет это делать, не понятно. Понятие «коммерческое использование судна» в законодательстве отсутствует.

Непонятно и логическое разделение на коммерческое или рекреационное использование судна, ведь технически и конструктивно в нем ничего не меняется. Конечно, корни рождения такого решения просматриваются. Например, это могло быть желание вывести из-под контроля ГИМС многочисленные плавсредства, подходящие под определение маломерного судна, а на деле занятые в портовом или речном обеспечении: буксиры, земснаряды, баржи... Идея понятна, но причем тут коммерческое использование? Еще более не понятна логика разделения спортивных парусных судов, используемых в коммерческих или некоммерческих целях. Что, разве спортивное парусное судно, принадлежащее спортивной школе, проводящей обучение на платной основе, уже не спортивное? Тут даже фискальную подоплеку проследить невозможно.

И уж совсем теряется логика введения такого определения, как цель коммерческого использования судна, если обратиться к определению плавсредств, не подлежащих регистрации. Их-то, оказывается, закон не классифицирует по целям использования, и получается, что эксплуатировать их можно в коммерческих целях не регистрируя, без номеров и судовых билетов, и даже без уплаты налога на транспортное средство!

Третий вид изменений в законодательствах, которые привносит закон, и которые стоит отметить - это введение новых и изменение существовавших названий реестров регистрации судов, определение органов, уполномоченных вести регистрацию и определение плавсредств, обязательных для регистрации в них: «...Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

  • Государственном судовом реестре;
  • реестре маломерных судов;
  • реестре арендованных иностранных судов;
  • Российском международном реестре судов;
  • реестре строящихся судов...» (ФЗ №36-Ф3).

Самое простое, что можно сделать для целей данной статьи, и при этом не запутать читателя в многочисленных пунктах отрывочных изменений законов, это процитировать часть письма Минтранса: «Таким образом, государственная регистрация морских и речных судов с 25 мая 2012 года осуществляется следующим образом:

1. Плавсредство массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт не подлежит государственной регистрации - на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производятся.

2. Спортивное парусное судно длиной менее 9 метров и не оборудованное местами для отдыха (спальные места) - не подлежит государственной регистрации, на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производятся.

3. Маломерное судно (судно длиной не более 20 метров с количеством людей на бортy не более 12), не осуществляющее коммерческой деятельности - классификация, освидетельствование и государственная регистрация в реестре маломерных судов осуществляются ГИМС МЧС России, выдается судовой билет.

4. Маломерное судно (судно длинной не более 20 метров с количеством людей на борту не более 12), осуществляющее коммерческую деятельность - классификация и освидетельствование осуществляется РРР или РМРС с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация осуществляются капитаном морского порта либо государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства (далее - ГБУВПиС), выдается судовой билет, при этом суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов.

5. Спортивное парусное судно вне зависимости от размера (за исключением спортивных парусных судов, не подлежащих государственной регистрации, указанных в пункте 2) - классификация и освидетельствование осуществляется РРР и РМРС с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация осуществляется капитаном морского порта либо ГБУВПиС, выдается судовой билет, при этом суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов.

6. Прогулочное немаломерное судно (более 20 метров или количество людей от 12 до 18, не занятое коммерческой деятельностью) - классификация и освидетельствование осуществляется РРР и РМРС с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация осуществляется капитаном морского порта либо ГБУВПиС, выдается судовой билет, при этом суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов.

7. Немаломерное судно любое (за исключением указанных выше) вне зависимости от того, занято оно коммерческой деятельностью или нет - классификация и освидетельствование осуществляются РРР и РМРС, а для судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов, - также Германским Ллойдом или Бюро Веритас, с выдачей классификационного свидетельства и свидетельств, предусмотренных КВВТ или КТМ соответственно и международными конвенциями. Государственная регистрация этих судов осуществляется капитаном морского порта либо ГБУВПиС, выдается свидетельство о собственности и свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации, при этом суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов» (М.Т. № 05-04-1655).

Если отбросить предыдущие сомнения, то в этой части изменений все логично и понятно.

И наконец, последнее и важное в изменении законодательства, на что желательно обратить внимание - это изменения в Налоговом кодексе РФ, касающиеся тарифов за регистрацию плавсредств. Эти изменения предполагают взимание налога «...за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов или бербоут-чартерном реестре:

  • морских судов - 6 000 рублей;
  • судов внутреннего плавания - 2 000 рублей;
  • судов смешанного (река-море) плавания - 3 000 рублей;
  • спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов - 1 000 рублей;

...за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр в отношении:

  • морских судов- 1 200 рублей;
  • судов внутреннего плавания - 500 рублей;
  • судов смешанного (река-море) плавания - 600 рублей;
  • спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов - 100 рублей;

...за выдачу судового билета - 100 рублей...»(ФЗ №36-Ф3).

Вот так. Осталось посмотреть, как это будет выглядеть на деле. Уж очень не хотелось бы увидеть, как столь прогрессивные изменения в законодательстве, призванные дать новый импульс развитию рекреационного флота, обрастут подзаконными актами и решениями ведомств, сводящими суть закона к нулю.

www.seaexpo.ru

назад назад  наверх наверх

    О проекте | Техподдержка | Контакты VLBoat.ru | Условия использования | Реклама на сайте | Наши баннеры | Партнеры | Карта сайта