Владислав Акименко – уроки XXX олимпиады по парусному спортуНа прошедших с 27 июля по 12 августа в акватории Веймута (Великобритания) соревнованиях по парусному спорту в программе олимпийских игр, приняли участие 380 атлетов из 63 стран, представляющих Европу, Северную и Южную Америку, Азию, Африку и Австралию. Три страны, Франция, США и страна-хозяйка олимпиады Великобритания, были представлены полными командами в 10 олимпийских номинациях. Еще две страны Испания и Новая Зеландия выставили атлетов в 9 классах. Десять стран, Австралия, Канада, Хорватия, Дания, Германия, Греция, Италия, Польша, Португалия и Швеция участвовали в 8 классах. Пять стран, Бразилия, Голландия, Китай, Финляндия и Россия в 7 классах. Это свидетельствует о широкой географии стран успешно культивирующих парусный спорт как с благоприятным для этого вида спорта климатом, так и подобным российскому - наши северные соседи, страны Скандинавии и Канада. Экономический потенциал представленных стран довольно разнообразен, хотя откровенно бедных среди них нет.
Медали высшей пробы завоевали представители 7 стран, спортсмены которых были широко представлены в олимпийской программе. Среди Олимпийских Чемпионов нет представителей малочисленных команд, что может объясняться сильнейшим психологическим давлением на атлетов в ходе соревнований. Негативные последствия которого можно смягчить и нейтрализовать только в большой и сплоченной команде, с особым положительным моральным микроклиматом, который и способствовал приведению психологического состояния спортсменов к состоянию наиболее близкому к оптимальному. Хотя есть исключения. Команда Великобритании после блестящей олимпиады в Китае (где завоевала 4 золотые, серебряную и бронзовую медали) не смогла полностью реализовать свой «чемпионский» потенциал. Это связано с рядом причин, которые мы обсуждать в этом анализе не будем. Кроме Бена Эйнсли никто из англичан дома олимпиаду не выиграл.
Всего на подиум были приглашены представители 15 стран, 13 из которых имели более 6 участвующих в соревновании яхтсменов, за исключением малочисленных команд Бельгии - 3 атлета и Кипра - 2 атлета.
Таблица 2: Страны, завоевавшие медали XXX олимпийских игр по парусному спорту
№
|
Страна
|
З
|
С
|
Б
|
Всего медалей
|
1
|
Австралия
|
3
|
1
|
0
|
4
|
2
|
Испания
|
2
|
0
|
0
|
2
|
3
|
Великобритания
|
1
|
4
|
0
|
5
|
4
|
Голландия
|
1
|
1
|
1
|
3
|
5
|
Новая Зеландия
|
1
|
1
|
0
|
2
|
6
|
Швеция
|
1
|
0
|
1
|
2
|
7
|
Китай
|
1
|
0
|
0
|
1
|
8
|
Дания
|
0
|
1
|
1
|
2
|
9
|
Финляндия
|
0
|
1
|
1
|
2
|
10
|
Кипр
|
0
|
1
|
0
|
1
|
11
|
Польша
|
0
|
0
|
2
|
2
|
12
|
Аргентина
|
0
|
0
|
1
|
1
|
13
|
Бельгия
|
0
|
0
|
1
|
1
|
14
|
Бразилия
|
0
|
0
|
1
|
1
|
15
|
Франция
|
0
|
0
|
1
|
1
|
Практически все участники медальной гонки (женские матчевые гонки мы не рассматриваем) получили лицензии на право участия в олимпиаде на первом этапе отбора, что позволило им планомерно готовиться к олимпиаде. Исключения - в классе «Звездный» экипаж из Новой Зеландии занявший 5 место и занявший 9 место в классе «49-й» экипаж из Италии в (не допущенный к 1этапу отбора по состоянию здоровья своим НОКом). Это всего 1,8% от всего количества участвующих в медальной гонке экипажей.
В женских матчевых гонках экипаж Олимпийских Чемпионов из Испании, так же получил лицензию на право участия в олимпиаде на втором этапе отбора, но это только подтверждает то, что в отличие от гонок флота, специфика матчевых гонок, особенности судейства и психологического состояния атлетов допускают такие прецеденты.
Конкуренция не только за медали и попадание в медальную гонку, но и участие в олимпиаде, из-за введенной системы отбора лучших экипажей для участия в олимпийской регате, была достаточно высокой. Например, в классе «470» действующих чемпионов и призеров чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр среди мужских экипажей было 20, среди женских 10. И такая же ситуация практически во всех классах, за исключением массовых классов швертботов одиночек «Лазер» и парусной доски. Политика ISAF, стимулирующая развитие низкобюджетного массового парусного спорта, поощряет через внедрение различных программ поддержки, участие в олимпиаде большого количества стран, не имеющих достаточных экономических и культурно-исторических возможностей для полноценного культивирования яхтинга. Но эта, несколько искусственная массовость, по мнению аналитиков из ISAF, залог и фундамент будущего развития парусного спорта в мире. Разрушение стереотипа элитарности и недоступности парусного спорта для всех, сложившегося в сознании многих поколений уже происходит, что мы наблюдаем, анализируя состав участников олимпиады. При всем при этом, уровень конкуренции в верхней половине флота очень острый. В медальной гонке в различных классах участвовали представители 35 стран.
Таблица 3: Участники медальной гонки и этап получения лицензии на право участия в олимпийских играх.
|
RS:X m
|
RS:X w
|
Laser
|
Laser R
|
Finn
|
470 m
|
470 w
|
49-er
|
Star
|
1
|
NED
|
1
|
ESP
|
1
|
AUS
|
1
|
CHN
|
1
|
GBR
|
1
|
AUS
|
1
|
NZL
|
1
|
AUS
|
1
|
SWE
|
1
|
2
|
GBR
|
1
|
FIN
|
1
|
CYP
|
1
|
NED
|
1
|
DEN
|
1
|
GBR
|
1
|
GER
|
1
|
NZL
|
1
|
GBR
|
1
|
3
|
POL
|
1
|
POL
|
1
|
SWE
|
1
|
BEL
|
1
|
FRA
|
1
|
ARG
|
1
|
NED
|
1
|
DEN
|
1
|
BRA
|
1
|
4
|
GER
|
1
|
UKR
|
1
|
CRO
|
1
|
IRL
|
1
|
NED
|
1
|
ITA
|
1
|
FRA
|
1
|
AUT
|
1
|
NOR
|
1
|
5
|
FRA
|
1
|
GER
|
1
|
NZL
|
1
|
GER
|
1
|
CRO
|
1
|
NZL
|
1
|
ITA
|
1
|
GBR
|
1
|
NZL
|
2
|
6
|
GRE
|
1
|
ISR
|
1
|
GER
|
1
|
LTU
|
1
|
SLO
|
1
|
CRO
|
1
|
BRA
|
1
|
FRA
|
1
|
GER
|
1
|
7
|
NZL
|
1
|
GBR
|
1
|
GBR
|
1
|
FIN
|
1
|
NZL
|
1
|
FRA
|
1
|
AUS
|
1
|
FIN
|
1
|
USA
|
1
|
8
|
CAN
|
1
|
FRA
|
1
|
URU
|
1
|
USA
|
1
|
ESP
|
1
|
POR
|
1
|
GER
|
1
|
POR
|
1
|
POL
|
1
|
9
|
BRA
|
1
|
ITA
|
1
|
GUA
|
1
|
CZE
|
1
|
SWE
|
1
|
AUT
|
1
|
USA
|
1
|
ITA
|
2
|
FRA
|
1
|
10
|
SUI
|
1
|
CAN
|
1
|
FRA
|
1
|
MEX
|
1
|
FIN
|
1
|
SWE
|
1
|
ESP
|
1
|
SWE
|
1
|
IRL
|
1
|
Анализ потенциальных возможностей по организации тренировочного процесса и реальная результативность соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира показал, что тренировочный процесс по объему и содержанию специальной подготовки должен соответствовать определенным параметрам, но только при условии высочайшего уровня мотивации и самоограничений его участников (не только атлетов), способен обеспечивать стабильные и предсказуемые спортивные результаты. Если организация тренировочного процесса даже близка к идеальной, но не в полной мере обеспечено второе условие, то возможны срывы спортивного результата, особенно в соревнованиях с запредельным уровнем притязаний, которыми являются олимпиады.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что только широко представленные в олимпийской программе страны, могут рассчитывать, с высокой степенью надежности, на олимпийские медали. Практически все участники медальной гонки завоевали лицензии на участие в олимпиаде на 1 этапе отбора. Есть исключения, но они скорее подтверждают эти правила.
В наступившем олимпийском цикле, сроки отбора на олимпиаду, перенесены на год раньше, более того, участие в олимпийском отборе регулируется квотой, которую страны получат по результатам участия национальных команд в чемпионатах мира 2013 года в олимпийских классах. Теоретически, страна, неудачно выступившая на чемпионате мира 2013 года, может быть представлена на олимпийском отборе одним экипажем, что сводит получение лицензии на участие в олимпиаде на первом этапе, к минимуму. Таким образом, можно констатировать, что олимпийская гонка уже началась. В связи с этими обстоятельствами, особенно значимым становиться непрерывность тренировочного процесса непосредственно после олимпиады.
Период с сентября 2012 по март 2013 годов, время «закладки фундамента» достойного спортивного результата олимпиады в Рио. Хотя олимпийцы вправе рассчитывать на непродолжительный отдых, но их соперники и товарищи по национальным сборным должны наращивать усилия и готовиться к будущим баталиям. На прошедших глубокой осенью регатах, в частности на «Рождественской» в Паламосе, многие сборные показавшие результаты, значительно превосходящие на олимпиаде наши, изыскали возможность продолжать подготовку к сезону 2013 года, командами, куда входили по 3-4 экипажа взрослых и юниоров. Практически все потенциальные участницы нового олимпийского класса «49 FX» усилено осваивают его. К первым соревнования 2013 года, при сохранении нынешних темпов подготовки, они вполне предсказуемо «накатают» по СП до 400 часов, а это очень серьезный аргумент, которому можно противопоставить только еще больший объем подготовки. Чемпион прошедшей олимпиады в классе «470» австралиец Мэтью Белчер с октября начал подготовку к олимпиаде в Рио. А что наши? Есть единичные попытки организовать тренировочный процесс. Более оптимистично выглядит класс «Финн», где усилиями Олега Хоперского и его патронов ведется системная подготовка перспективных гонщиков. А остальные? Ждем… Все это может привести к тому, что даже у самого «золотого» и удачливого тренера, назначенного ВФПС и Минспорта РФ руководить сборной со 2 февраля 2013, может просто не хватить времени на подготовку команды к отбору и получению права участвовать в олимпийских играх. А нет квоты, нет и участия. Всероссийская Федерация Парусного Спорта назад наверх
|