Вход | Регистрация
сайт бесплатных объявлений, фото-отчётов и
новостей про катера, яхты и отдых у воды
  VLBOAT.RU
       

 
  Продажа                   Покупка
 
  Предложения услуг 1
Работа и персонал 0
Каталог торговых марок 27
Каталог компаний 301
Базы отдыха 139
Выбранные объявления
 Поиск объявления по ID:

   Новости
 
03.03.2015
Международная выставка яхт и катеров Korea International Boat Show (KIBS 2015)
28.09.2014
Чемпионат России в олимпийских классах яхт пройдет в Сочи с 27 сентября по 5 октября
16.09.2014
Международная регата "2000 островов" (Республика Корея)
   Торговые марки
Suzuki
Elegance Yachts
Volvo Penta
Gill
Parsun
 

«Береговые проблемы Российской сборной»

Статья кандидата на должность Главного тренера Сборной команды России по парусному спорту – Михаила Калинина.

Вот и прошли Олимпийские игры. Россия опять осталась без медалей в нашем виде спорта. Да, в этот раз возможность наблюдать выступления в прямом эфире через интернет позволила многим жителям России и любителям парусного спорта составить свои личные впечатления от выступления наших спортсменов и спортсменов других стран.  Конечно, некоторые гонки (видеосюжеты) были просмотрены только около 1,5 тыс. раз. Но медальные гонки в классе матч-рейс просмотрены более 3,5 тысяч раз. Вот Вам и общее количество занимающихся парусным спортом в России или количество интересующихся спортивными результатами.

Что же мы имеем по результатам выступления  на сегодняшний день?

В пассиве у нас 20-летие парусного спорта  России без Олимпийских медалей. Т.е целое поколение россиян не видело успешных выступлений. Первая Российская медаль 1912 г. - бронзовая, вторая медаль 1996 г. уже серебряная. Вот и всё. В медальном зачёте России награды СССР не учитываются, т.к. завоёвывались другим государством. Следующая медаль, если и будет то уже не раньше 2016 года, а это и есть 20 безмедальных лет. Соответственно и отношение к нашему виду спорту со стороны государства. Страна вкладывает деньги и не малые в наш спорт, а результата нет. Многие могут сказать, что причина в малом количестве финансовых средств которых государство выделяет на наш спорт. Сложный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. Возьмём хотя бы усреднённый вариант финансирования Сборной команды со стороны государства - это 25-27 млн. руб. в год на мероприятия в России и ещё валютная часть, которая составляет около 300.000 долларов США. Зарплата 8 человек штатных тренеров работающих со сборной ещё около 4 млн. в год. Приобретение материальной части в четырёхлетие не менее чем на 400 тыс. долларов США. Вот и получается сумма около 5,5 млн. долларов на четырёхлетие от государства для Сборной команды. Довольно большие деньги (прим. эти средства распределяются через структуры Минспорта и на расчетные счета общественной организации ВФПС не поступают).

По стоимости Олимпийских медалей в средствах массовой информации  указываются разные цифры от 2 до 8 млн. долларов за медаль. (Например, Ирина Роднина в одном из интервью говорила: «А я точно знаю, что одно олимпийское золото по затратам стоит минимум четыре миллиона долларов: сборы, экипировка, зарплаты, стипендии...». В статье Михаила Козырева, «5 млрд. рублей за 5 место», стоимость подготовки одной медали за год составляет по расчётам 1,7-2,5 млн. долларов США,  в зависимости от вида спорта).

Исходя из этого, ну хотя бы одна медаль в 8 лет должна бы быть в парусном спорте у России. При СССР этот показатель (за 8 лет) был больше трёх медалей.

Посмотрим, что стало с Олимпийским парусным спортом в соседних странах бывшего СССР. Нельзя говорить об их больших финансовых средствах затрачиваемых на парусный спорт. За прошедший период времени с 1996 г., когда Россия выступила  впервые суверенным государством, спортсмены  Украины завоевали 5 медалей, Эстонии - 1 медаль, Литвы - 1 медаль. Можно говорить, конечно, что все медали завоёваны спортсменами школы СССР. Возможно. В подтверждение можно даже приводить пример с тренером Виктором Коваленко, уехавшим в Австралию и уже подготовившим там насколько чемпионов и призёров Олимпийских игр. Но всё равно 20 лет без медалей – это очень много.

Начнём с погодных условий. Ранее много говорилось о температуре воды, на которой проводятся тренировки в парусном спорте. Да, действительно при температуре воды ниже 16 градусов сложно без специального оборудования (экипировки) проводить тренировки, а возможно и не нужно. Эффективность такой тренировки довольно низкая во всех отношениях.

Посмотрим на медальный зачёт последних двух Олимпиад в парусном спорте.

Медальный зачет. Лондон 2012. Парусный спорт

 

Страна

З

С

Б

1

Австралия

3

1

0

4

2

Испания

2

0

0

2

3

Великобритания

1

4

0

5

4

Голландия

1

1

1

3

5

Новая Зеландия

1

1

0

2

6

Швеция

1

0

1

2

7

Китай

1

0

0

1

8

Дания

0

1

1

2

9

Финляндия

0

1

1

2

10

Кипр

0

1

0

1

Медальный зачет. Пекин-2008 Парусный спорт

 

Страна

З

С

Б

1

Великобритания

4

1

1

6

2

Австралия

2

1

0

3

3

Испания

1

1

0

2

4

США

1

1

0

2

5

Китай

1

0

1

2

6

Дания

1

0

0

1

7

Новая Зеландия

1

0

0

1

8

Голландия

0

2

0

2

9

Франция

0

1

2

3

10

Бразилия

0

1

1

2

Среди лидеров Дания, Голландия, Швеция, Финляндия, не говоря уже о Великобритании. По погодным условиям, я наверное не соглашусь, что у них в зимние месяцы значительно теплее. Но они находят места для тренировок, которые позволяют проводить эффективный тренировочный процесс. Значит с нашей стороны, ещё не все вопросы решены по устранению такого недостатка в тренировочном процессе, как низкая температура воды. А решение этой проблемы требуется уже много лет. Посмотрим, сколько у нас мест для тренировки сборной команды. Одно, Федеральная база - Сочинский центр.

Если посмотреть эффективность работы  в Сочи за 20-тидневный сбор, это около 40 часов на воде. В то же время 14-ти дневный сбор в нормальном парусном месте (по ветровым условиям и температуре) позволяет за две недели набрать большее количество часов (около 70 часов), т.е эффективность подготовки выше в 2,5 раза.

В настоящее время невозможно нормально провести соревнование с количеством участников в 150-200 человек. Мест для таких мероприятий не так уж и много. Наилучшие условия на сегодня это яхтенный порт «Геркулес» в Санкт-Петербурге. Возможно неплохое место и в Таганроге, но лучшее во всех отношениях место в России – Анапа уже на сегодня потеряно. Кроме этого проведение соревнований в крупных городах связано со значительными расходами на проживание. Заменить в этом вопросе Анапу или Геленджик, особенно  в курортное межсезонье, наверное, нельзя ничем. Кроме этого погодные условия в эти морских курортах наиболее приближены к оптимальным. В последнее время используется яхт-клуб «Совкомфлота» в г. Новороссийск. Данное место по ветровым условиям скорее подходит для тренировок сборной команды и соревнований подготовленных спортсменов и в меньшей степени,  для детских массовых соревнований.  Соревнования в Геленджике то же не получают сейчас достаточной поддержки  от федерации. Условия проведения некомфортные, хотя условия быта и природные погодные условия весьма подходят для массовых детских соревнований. Возможно, что мы потеряем и это место проведения соревнований, т. к. за последние годы значительно изменились в сторону ухудшения условия проведения.

Посмотрим на результаты выступлений сильнейших спортсменов нашей сборной команды на международных соревнованиях за последние 4 года. Почти все лучшие и призовые результаты в основном достигнуты по слабому ветру и озёрным условиям. Как только появляется волна, спортсмены не готовы к работе в таких условиях. Не хватает технической и физической подготовки. В то же время, в других национальных командах начинает появляться достаточное количество универсальных спортсменов, способных выигрывать по разным погодным условиям. Обратимся для примера к  выступлению Дмитрия Полищука на Олимпиаде. В виндсерфинге это лучшее выступление в этом классе в сравнение с предыдущими Олимпиадами. Так вот, по нескольким замерам скорости у Дмитрия результаты на уровне 2 - го от максимального, т.е. почти равны максимальным. Т.е гонщик временами идёт весьма быстро и мог бы быть в лидерах, остаётся только поддерживать такую скорость всю гонку.

Наличие большой волны так же не способствует росту результатов наших спортсменов. Мало кто имеет достаточный опыт соревнований в таких условиях. Волна, так же возможная причина и неудачного выступления  в матч-рейсе, во время борьбы за бронзовые медали. Волна большая, с открытой воды и нести спинакер в таких условиях весьма трудно. В своём интервью после предолимпийской регаты Е. Скудина говорила: «Все говорили, что Англия - это сильные ветра, наши же соревнования в целом прошли по средними-слабыми. Матчевая гонка будет проходить близко к берегу, а это определяет специфику ветра, он переменчивый. Но это, можно сказать, родные условия московской акватории, так что внутренне я даже порадовалась подобному раскладу. Мы в таких условиях прекрасно ориентируемся».

В том же интервью об условиях регаты в Пекине она говорила: «Мы попали в тяжелые условия и не совсем с ними справились. Если бы китайцы действительно искали хорошее место для Олимпиады, а не преследовали какие-то свои цели, то провели бы наши соревнования не в Циндао, а южнее примерно на 200 километров, там, где есть нормальный ветер. А так Китай запомнится слабыми и в то же время непредсказуемыми ветрами и сильным течением.»

Погода на Олимпиаде в Лондоне была именно такая, по ветровым условиям: со слабым ветром, что радовало на предолимпийской регате и с сильным, чего хотелось в Пекине.

Условия проведения регат мы не выбираем. Места проведения соревнований заранее известны. Течения и волновые условия при разных ветрах предсказуемы. В меньшей степени предсказуема сила ветра. В таких условиях и важна работа метеоролога команды, который может рассказать о различиях на акватории возможных при проведении соревновании. К сожалению, метеоролог сборной команды наблюдал Олимпиаду сидя у экрана компьютера, а экипаж оказался не готовым к изменившейся ситуации.

Так что, проблема, связанная с тренировочной акваторией с морскими условиями (волна и ветер) и приемлемой температурой воды при проведении тренировочного процесса в России весьма актуальна при планировании подготовки сборной команды.

Существует так же и проблема, связанная с  выбором материальной части.

Во многих видах спорта вопрос материальной части не столь существенный.

У бегуна в лёгкой атлетике – разные покрытия стадионов, но он борется с объективным показателем, временем. Спортсмен если не бежит за определённые  секунды, то и не сможет сильно улучшить свой личный результат. Вопрос матчасти в этом случае не существенен.

В парусном спорте – швертбот, яхта, доска так же приобретены у определённых производителей. Но недаром существовали и существуют «спецзаказы», т.е. изготовление конкретной лодки под конкретного спортсмена. При таком заказе можно было внести изменения в конструктивные особенности. Даже в нашей стране был период, когда за счёт незначительных улучшений в корпусе яхты класса «Луч» можно было достичь значительного улучшения результата. Это что касается корпуса судна. А ещё есть мачта и паруса. Если посмотреть на успехи виндсерфинга, например, в Польской команде, то количество материальной части закупаемой для сборной составляет около 20 комплектов в год и первыми из этих закупок - мачты, корпуса и паруса выбирают сильнейшие спортсмены. Остальные комплектующие, которые не проявили себя с их точки зрения в лучшую сторону, реализуется или передаются в низовые организации. В случае реализации покупателями выступают  уже члены нашей сборной команды, менее обеспеченной (2-3 парусных доски за Олимпийский цикл). Приобретая новые паруса по ценам почти в два раза ниже заводских с большой скидкой, спортсмены радуются наличию нового оборудования. Но эти паруса уже отбракованы лидерами других команды и достичь  высокого результата на них, просто невозможно.

Вы, наверное, спросите, почему такое возможно при производстве монотипов?

Объяснение весьма простое. Для тех, кто связан с производством известно, что существуют нормировочные акты. Они могут быть разные. Но суть этих документов одна, установить пределы разброса параметров (длины, ширины, веса и т.д.). Изготовить два одинаковых предмета по своим характеристикам почти невозможно. Иногда при проведении обмера приходится докладывать дополнительные груза и крепить их к корпусу лодки. Другие же комплектующие,  например мачты в виндсерфинге, могут отличаться не только весом, но и распределением веса по высоте и жёсткостью. Такие изменения есть и в  качестве парусов. Человек, который изготавливает паруса в большом количестве изо дня в день,  может отойти от намеченного шва в одном месте на 3 мм в лево, а в другом, на 4 мм вправо. В зависимости от расположения такого шва результаты могут быть разные и худший из них, если в этой ситуации качество паруса ухудшается.

Эта проблема, связанная с отбором или заказом материальной части  должна решаться Федерацией совместно со спортсменами и Министерством спорта.

Для иллюстрации подготовки спортсменов в сборной команде,  хочу привести таблицу, в которой ориентировочно указаны проценты, исходя из которых, слагается успех, а именно 100% готовность к работе спортсмена на результат. 

 

Составляющие подготовки спортсмена

% отношение в общей готовности

% отношение использования в настоящее время

Материальная часть

20

15

Научная подготовленность матчасти, поиск решений отличных от стандартных и дающих преимущества

10

0

Физическая подготовка, подготовленность спортсмена к несению нагрузок во время соревнования

25

15

Функциональное состояние, состояние спортсмена в момент соревнования

7

4

Психологическая подготовка, мотивация спортсмена на победу

8

4

Тактическая полготовка, принятие правильных решений на  различных этапах гонки

15

12

Техническая подготовка, умение управлять лодкой и парусами в различных условиях

10

8

Опыт и знание местных условий

5

2

Готовность спортсмена

100 %

60%

 

 

 

Резерв подготовки

 

40%


В различных спортивных источниках могут быть различны и проценты и сами составляющие, но главное всё равно в сравнении этих составляющих. Опросы, проведённые в сборной команде показали, что по каждому направлению (составляющей подготовки) мы не дорабатываем и сумма этих недоработок достигает
по предварительной оценки почти 40% готовности.

Это ли не резерв для достижения результата? Возвращаясь к выступлению наших сильнейших спортсменов  в классе матч-рейс непонятно почему тренерский коллектив, главный тренер не воспользовались услугами психолога на этой Олимпиаде? Ещё после Олимпиады в Пекине этот вопрос ставился именно для  рулевого класса матч-рейс. Психологи были привлечены к работе в команде,  но почему-то на самих играх экипаж остаётся без такой нужной поддержки. В тех условиях Олимпиады, после  борьбы на воде и на земле, экипаж и рулевой остаётся один на один со своими мыслями. Это было и в четвертьфиналах, когда надо было спать с мыслями о счёте 1:1. Это было и в полуфинале. Это было и при борьбе за 3 место. Три ночи со своими проблемами и мыслями один на один. На Президиуме Федерации в феврале 2010 г. была представлена предварительная таблица возможности выступления Российских спортсменов на Олимпиаде в Лондоне и в дальнейшем. Экипаж Е. Скудиной мог единственный рассчитывать на результат при выполнении определённых условий, одним из которых стояло привлечение к работе психолога. Это и не было выполнено. Не всё было сделано для победы.

Только сейчас, через два года работы главный тренер сборной команды Сергей Джиенбаев начинает говорить о береговых проблемах. Возглавив Сборную команду, в своём интервью журналу «Yacht Russia» (№ 7, за июль 2010 г.) он говорил: «Мы вполне можем завоевать семь медалей. Каждую медаль я могу обосновать…» Семь медалей превратилось в 7 лицензий… Теперь же мы слышим от него о береговых проблемах. 

Многие смотрели медальное выступление наших дзюдоистов, и может быть обратили внимание на то, что после выступления говорили чемпионы и победители. Их главный тренер (иностранец по происхождению) смог настроить их на успех и создал из них хорошую команду, коллектив единомышленников. Ни один спортсмен не сказал о тренировках, а только о хорошем коллективе и климате в команде.

Выступление наших спортсменов могло быть лучше при решении береговой программы, о которой главный тренер даже не подозревал.

Прогноз результатов россиян на Олимпийских играх в Лондоне, выполненный   кафедрой гребного и парусного спорта  РГУФКСиТ 10 ноября 2011 г., ещё до Олипийского отбора,  показал следующие данные. По данным этого прогноза:

Для класса «470-М» возможные места ожидались с 15-19 место, в результате 17 место.

Для класса «Финн» при выступлении Скорнякова прогнозировалось 16-20 место, завоёвано 17 место.

Для класса «Лазер» при выступлении Комиссарова ожидалось 16-23 место. Результат Лисовенко – 27 место.

Для класса RS-X,  Дмитрий Полещук должен был выступить в районе 20-24 места, 20 результат.

Для класса «Лазер-радиал» спортсменка не могла подняться выше 28 места, 35 результат.

Для класса «Матч-рейс» ожидался результат 3-7 место (завоёвано  в результате 4 место на Олимпиаде).

Здесь не приходится говорить о предвидение.  Это просто профессиональный подход к прогнозированию результата. Того профессионального подхода к подготовке, которого так не хватает нашей Федерации.

Ещё хотелось бы кратко сказать об отношениях Федерации к спорту высших достижений. Главные тренера сборной команды не имеют заключённых договоров с федерацией, в которых бы были прописаны взаимные обязательства, что делает и что даёт федерация, что делает и даёт тренер. Это не выгодно Федерации, которая может всегда обвинить тренера в отсутствии результата, в то же время сам тренер имея только годичный договор, не может ничего сделать с точки зрения планирования подготовки. Имея годичный договор и действующие положение по отбору в сборную команду, только через год можно внести изменения в подготовку. Наличие долгосрочного договора решило бы эту проблему. Пока Федерация либо не хочет, либо не может решить эту проблему. А ведь договор – это те же весы. Что надо положить на чашу весов с одной стороны, чтобы она перевесила другую. Только в этом случае можно будет говорить конкретно о том,  что не сделано и кем  для успеха на Олимпиаде. Опять же если вернуться к сборной команде по дзюдо, столь замечательно выступившей на Олимпиаде, то только главный тренер определял отбор на Олимпиаду и нёс ответственность за результат на ней.

Итак, какие же заключения хотелось бы сделать по материалам этой статьи.

Частично о них уже сказано, это в основном береговые проблемы, которые необходимо решать, прежде чем идти в плавание, т.е. начинать подготовку на новое четырёхлетие.

Главными из них являются:

- профессионализм в решении проблем тренировочного процесса;

- необходимость тренировочной базы;

- необходимость изменения отношения министерства к проблемам парусного спорта и решение существующих проблем сборной команды (автотранспорт, тренировочная база, материальная часть, научное и медицинское обеспечение);

- необходимость договорных отношений главного тренера и Федерации.

Всё остальное у нас более или менее уже есть. И если мы справимся с решением этих, годами не решаемых проблем, то победа придёт к нам. Пусть дорогу осилит идущий по ней, а победа любит тех, кто преданно, многие годы упорно шёл к её достижению.

Всероссийская Федерация Парусного Спорта

назад назад  наверх наверх

    О проекте | Техподдержка | Контакты VLBoat.ru | Условия использования | Реклама на сайте | Наши баннеры | Партнеры | Карта сайта