Вход | Регистрация
сайт бесплатных объявлений, фото-отчётов и
новостей про катера, яхты и отдых у воды
  VLBOAT.RU
       

 
  Продажа                   Покупка
 
  Предложения услуг 1
Работа и персонал 0
Каталог торговых марок 27
Каталог компаний 284
Базы отдыха 138
Выбранные объявления
 Поиск объявления по ID:

   Новости
 
03.03.2015
Международная выставка яхт и катеров Korea International Boat Show (KIBS 2015)
28.09.2014
Чемпионат России в олимпийских классах яхт пройдет в Сочи с 27 сентября по 5 октября
16.09.2014
Международная регата "2000 островов" (Республика Корея)
   Торговые марки
Bayliner
Campmor Outdoor
Elegance Yachts
Gill
Maritimo
 

Владислав Акименко – анализ результатов участия сборной команды РФ за период 1996-2012

Анализируя выступление российских яхтсменов на XXX олимпийских играх, полезно взглянуть на динамику выступления сборной команды России на главных соревнованиях сезона (чемпионатах мира и Европы) предшествующих Олимпиадам.

Рассматриваемый период начинается непосредственно после игр XXVI олимпиады в 1996 году, последней, на которой экипаж Г. Шайдуко завоевал для России серебряную медаль, и заканчивается соревнованиями 2012 года.

В 1952 году спортивными функционерами СССР, перед первой олимпиадой, в которой участвовали советские спортсмены, была принята так называемая «олимпийская система зачета», которая давала очки первым шести атлетам в каждой олимпийской номинации. Очки суммировались и подсчитывались результаты в командном зачете. Как и почему определялась именно шестерка сильнейших опустим, но на сегодняшний день в международном олимпийском движении принято подсчитывать только завоеванные странами медали. После олимпиады 2000 года, право на участие в олимпийских играх яхтсмены должны были завоевать,   появилась система отбора, так называемая квалификация, по результатам которой окончательно формировался состав олимпийской регаты. В 2004 году, по ряду причин, в парусном спорте ввели «медальную гонку», участие в которой ограничивается 10 лучшими экипажами соревнований. Таким образом, существующие тренды олимпийского движения, критерием оценки уровня развития парусного спорта в стране, определяют следующие показатели: 1. Получение лицензии на олимпиаду. 2. Завоевание права участвовать в медальной гонке. 3. Подиум олимпиады. 4. Звание Олимпийского Чемпиона. Что бы выводы анализа результатов сборной команды России были корректными, с 1996 по 2012 год будет применяться подсчет очков в соревнованиях по старой «советской олимпийской системе зачета», с некоторыми элементами новой системы зачета. С 2013 года, правильней определять уровень наших яхтсменов по предложенной выше системе зачета из четырех пунктов.                                                                                                              

Таблица 4. Результативность соревновательной деятельности сборной команды России по парусному спорту в период 1996 – 2012 год.

 

 

олимпийский     цикл

 

   год

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

игры XXVI олимпиады

 

1996

 

 

7

 

 

7 из 10

 

«Солинг»

 «470 м»

 

1;

71,4%

«Солинг»

2 место,

 «470 м»

5 место

«Солинг»

1;

28,5%

«470 м»

 

 

1997 - 2000

 

1997

15

 

1

 

35

 

7 из 11

«Солинг»

«Торнадо»

 «470 ж»

 «470 м»

6; 76,4%

 

«Солинг»

6 место

 

1998

8

1; 2,9%

«Солинг»

1999

1

1; 11,7%

 

2000

10

1; 8,8%

 

 

2001 – 2004

2001

0

 

0

 

35

 

8 из 11

«Инглинг»

«Торнадо»

 «470 ж»

 «470 м»

3; 25,7%

 

        -

«Инглинг»

2002

8

1; 11,4%

«Торнадо»

2003

10

4; 48,6%

«470 ж»

2004

17

1; 14,3%

 

 

2005 – 2008

2005

4

 

1

 

18

 

7 из 11

 

«Инглинг»

 «Финн»

 

4; 58,8%

 

«Инглинг»

6 место

 

2006

0

 

«Инглинг»

2007

9

1; 41,2%

 

2008

4

 

 

 

2009 – 2012

2009

0

 

3

 

17

 

7 из 10

   «ЖМР»

«Лазер»

«470 м»

3; 57,14%

 

«ЖМР»

4 место

 

2010

0

1; 14,3%

«ЖМР»

2011

10

1; 28,5%

 

2012

4

 

 

 

  1. Очков по олимпийской системе зачета на ЧЕ и ЧМ
  2. Очков по олимпийской системе зачета на олимпиаде
  3. Очков по олимпийской системе зачета за олимпийский цикл
  4. Количество классов заявленных Россией на олимпиаду. После XXVII олимпиады 2000 года, завоеванных лицензий на право участия в Олимпийских Играх.
  5. Классы, давшие зачетные очки в олимпийском цикле
  6. Количество результативных соревнований и вклад очков в процентах по классам
  7. Результат на Олимпийских Играх
  8. Классы уровня медальной гонки

Анализируя результативность соревновательной деятельности в период с 1997 по 2001 год, следует отметить, что до 2001 года основную лепту в копилку сборной по очкам вносил экипаж Шайдуко, и стратегия подготовки сборной была ориентирована на «ударные классы». В данном случае на его экипаж. Кстати, такая стратегия была принята и при подготовке к олимпиаде 1988 года, где в результате все произошло с точностью до наоборот. Медали на Корейской олимпиаде в Пуссане, принесли классы, от которых результатов никто не ждал, и они были взяты на олимпиаду «за компанию», даже без тренеров (В. Коваленко и Р. Оттосона), это женская и мужская «470». Но это уже другая история.

В шести соревнованиях олимпийского четырехлетия, экипаж Шайдуко внес более трех четвертей зачетных очков в копилку сборной. Следует отметить, что динамика результатов экипажа к олимпиаде снижается. После победы в чемпионатах мира 97 и 98 годов, шестое место чемпионата мира 2000 года, что соответствует и олимпийскому результату. Остальные классы, имели зачетные результаты только в одном соревновании олимпийского цикла. Наиболее «урожайным» для всей сборной был 1997 год. К титулу Чемпионов мира экипажа Шайдуко, добавились относительно  неплохие результаты в других классах. В классе «470 м» это 4 место на чемпионате мира в 1997 году. Затем в этом классе, как и в других, спад результатов 8, 10, 20 места в чемпионатах мира 98, Европы 99, мира 2000 и на олимпиаде 11 место.  Результаты 1997 года, можно рассматривать как остатки следов подготовки к олимпиаде и продолжение серии 1996 года. В «Торнадо» зачетный результат 6 место чемпионата Европы 1998 года, скорее эпизод, не подкрепленный результатами последующих годов, лучший из которых 15 место на олимпиаде. Нельзя не напомнить, о дефолте в нашей стране в 1998 году, который естественно отрицательно отразился на уровне обеспечения тренировочного процесса и как следствие, спортивных результатах.  Обоснованные надежды сборной в этот период возлагались и на женскую «470». С притоком «свежей крови», экипажа Крачун – Гапонович, завоевавших 3 место на чемпионате Европы 2000 года, ожидались достойные результаты и на олимпиаде, но из-за позиции НОК Украины, экипаж права представлять Россию на играх XXVII олимпиады  не получил. Олимпийский результат, в женской «470» – 15 место, соответствовал среднему уровню результативности соревновательной деятельности класса, текущего четырехлетия. В «медальную гонку», хотя такая не проводилась, в олимпийской сборной России никто, кроме экипажа Шайдуко, не попал бы.

Уровень спортивных результатов и их динамика свидетельствует о том, что стратегия «ударных классов», а скорее «ударных экипажей» дает положительный эффект, как правило, только  в краткосрочном плане (экипаж В. Манкина в классе «Темпест», украинские экипажи в «49-й» Р. Луки и «Инглинг» Р. Таран), но в перспективе заводит в тупик. Массовости нет, конкуренция, и приток молодежи в сборную отсутствует. Падает мотивация  лидера. Ему постоянно требуются  новые и сильные  стимулы  для  поиска перспективных направлений продолжения работы и удержания уже достигнутых результатов. Материальные факторы становятся все более доминирующими. Происходит сдвиг в эту (достаточно важную, но в отличии от творческой, менее эффективную) сторону стимулирования мотивации спортивной деятельности. Появляются «касты» и расслоение команды, что приводит в итоге к её разрушению. Отсутствие полноценной сборной команды, с мозаикой различных по своим задаткам и способностям атлетов, приводит к застою в методике подготовки, доминированию «шаблонов» дающих результат только у одного типа спортсменов  и довольно ограниченное время. По факту, в этом олимпийском цикле, «дожали» остатки результатов системы советского спорта, но не было предложено ничего, что явилось бы фундаментом новой российской парусной школы.

Возвращаясь к проблеме стратегии «ударных классов», следует отметить, что она никогда по настоящему в отечественной истории реализована не была, и практически всегда подменялась политикой «ударных экипажей». Средства выделялись на один, как исключение, крайне редко и на непродолжительное время, два экипажа, а должны были бы на 5 – 7. В их число обязательно должны были входить и опытные гонщики, и юниоры, формирующие крепкую «вертикаль», с финансированием и материально-техническим обеспечением не намного уступающим лидерам. Так поступают в сборной Франции, Италии, Бельгии, Хорватии,  кстати, пытаются сделать на Украине после всех уроков в классах «49-й» и «Инглинг». В России то же есть положительный пример этому. В классе «Финн» силами О.  Хоперского при поддержке  Попечительского  Совета  ВФПС, в течение нескольких  лет,  достаточно успешно формируется именно такая модель по настоящему «ударного класса». Юниоры уже результат дают. Результаты взрослых не заставят себя долго ждать. Хотя если копнуть глубже, без организации в 2005 году в Москве чемпионата мира в классе «Финн» и закупкой правительством города почти пятидесяти современных яхт и другой необходимой материальной части, расходы по ренессансу «Финна» в России были бы «неподъемными».

С 2001 по 2004 год стратегия подготовки сборной изменилась. От «ударных» классов перешли к достаточно широкому представительству во всех номерах программы олимпийской регаты. Руководство «Центра Спортивной Подготовки сборных команд России» с пониманием и доверием отнеслась к предложенному «Комплексному Целевому Плану подготовки к олимпиаде в Афинах». Финансирование и материально - техническое обеспечение удалось сохранить. Спортивные результаты стали предсказуемо расти, а с ними финансирование и материально - техническое обеспечение команды. К подготовке, с сохранением ветеранов, было привлечено большое количество молодых спортсменов. Доходило до того что разница в возрасте между членами сборной команды в одном классе достигала 19 лет (теоретически отец и сын)! Ветераны должны были передать традиции и быть ориентирами в росте спортивных результатов новичков. Молодые спортсмены, в свою очередь, должны были вывести мотивацию ветеранов на более высокий уровень и обеспечить конкуренцию в сборной подпором снизу. Однако, не во всех классах ситуация развивалась благоприятно. Не смогли, в основном из-за отсутствия кадрового резерва, построить подготовку в женской парусной доске и частично в классе «49-й». В классе «Звездный», наоборот, при достаточно большом выборе одаренных и опытных гонщиков, отсутствие материальной части сборной команды, приводило к тому, что обеспечить ею достойных на отбор не смогли, а те, кто в отборе участвовал, по своим кондициям не соответствовал предъявляемым требованиям. В итоге отбор на олимпиаду был проигран и лицензия не получена. Сравнивая результаты сборной с предыдущим циклом олимпийской подготовки, заметим, что они сопоставимы, но обеспечивались уже четырьмя классами, в более равной пропорции.  Причем максимум очков сборная завоевала   в  олимпийском  2004  году. Лидером  команды по уровню результатов стал экипаж в классе «470 ж» Ильенко (Крачун) – Гапонович, которые не смогли выступить на прошедшей олимпиаде в 2000 году. Часть опытных членов сборной команды, женщин, к средине первого года олимпийского цикла родили детей. Их возвращение состоялось в конце 2001 года, что обеспечило рост уровня результатов с 2002 года. Женская «470», ежегодно с 2002 по 2004 год включительно, завоевывала на чемпионатах Европы 2 место, мира 3 место и Европы 2 место, что давало положительный прогноз непосредственно на олимпийские игры. В классе «Инглинг» два экипажа Скудиной и Басалкиной в жесткой конкуренции ежегодно претендовали на достойный результат. В 2003 и 2004 году ветераны сборной, экипажи в классе «Торнадо» Кирилюк – Ушков и «470» Березкин – Крутиков смогли восстановить кондиции и завоевали на чемпионатах Европы 3 и 2 место. На олимпиаде сборная команда была представлена в самом широком, за обозреваемое время, составе. Однако, в мае 2004 года, при утверждении списков участников олимпиады, была произведена смена руководства сборной команды. Тренировочный процесс на заключительном этапе непосредственной подготовки к олимпиаде был сорван, и запланированный спортивный результат на олимпиаде выполнен не был. Уровень «медальной гонки», хотя она не проводилась, был достигнут в трех классах.

Период с 2005 по 2008 год, характеризуется спадом результатов. Очков почти в два раза меньше, чем в каждом из двух предыдущих олимпийских циклах, 17 против 35. В двух классах принесших зачетные очки в копилку сборной, в «Финне» это одно соревнование и титул чемпиона Европы 2007 года, а в «Инглинге» четыре. Причем бронза чемпионата мира 2005 года экипажа Влады Ильенко, вернувшейся вскоре в «470», дала больше очков, чем все оставшиеся для подготовки экипажи. Остальные результаты класса стабильно на уровне 5 места, что и было продемонстрировано на олимпиаде - 6 место. Чудес не произошло… Результат уровня «медальной гонки» в команде только у экипажа Скудиной.  Хотя потенциал, в классах «Финн» (особенно учитывая схожие погодные условия чемпионата Европы 2007 года и олимпиады), «470» и «Лазер» был. Практически полностью обновился состав олимпийской сборной команды, но это скорее следствие стратегии подготовки предыдущего олимпийского цикла. Произошедший в команде спад результативности соревновательной деятельности, явился следствием полного развала тренировочного процесса как системы и процесса в полном смысле этого слова. Подготовка команды представляла собой цепь не связанных между собой событий, каждое из которых начинало подготовку экипажа, в лучшем случае с исходного уровня.  Структура специальной подготовленности яхтсмена, фазы развития спортивной формы, кумулятивный эффект, индивидуализации тренировок и многое другое, необходимое для планирования и реализации тренировочного процесса – судя по принятым решениям и действиям, термины малопонятные и не знакомые руководству сборной. Выбор места подготовки приводил к тому, что в период с октября 2005 по март 2006 в некоторых классах было «освоено» 35 часов по специальной подготовке. Комментарии излишни. Попытки отдельных спортсменов, несмотря на значительный привлеченный ресурс, изменить ситуацию, не увенчались успехом. К таким можно отнести экипаж Скудиной в классе «Инглинг». Шестое место на олимпиаде вряд ли удовлетворило спортсменов и вложивших в их подготовку средства спонсоров.

Период с 2009 по 2012 год. Уровень результатов практически как и в предыдущем олимпийском цикле. Зачетные очки команда смогла завоевать только в 2011 и 2012 годах. Период характеризуется продолжающейся сменой и поисками эффективного Главного тренера, шараханьем от одной концепции подготовки к другой и слабым пониманием, что нужно делать для повышения результатов сборной. Формальным подходом к созданию КЦП, планированию и коррекции тренировочного процесса, контролю за его исполнением. Распылялись средства, выделенные на подготовку сборной, вложением их в заведомо бесперспективные проекты.   В этот период, отличался пониманием своего пути к олимпиаде, и был практически обеспечен всем необходимым только экипаж Скудиной. Готовилась она согласно индивидуального плана, вне системы централизованных учебно-тренировочных сборов национальной  команды России. Финансирование её подготовки осуществлялось консолидировано из различных источников, большая часть которых внебюджетные средства членов Попечительского совета ВФПС и привлеченных спонсоров. Помимо её экипажа, внесшей более половины очков, зачетные результаты смогли показать в классе «Лазер» Лисовенко занявший на чемпионате Европы 5 место в 2011 году, и 3 место в 2012 году на чемпионате Европы экипаж братьев Шереметьевых в классе «470». Эти достижения появились в результате попыток старших тренеров Сборной команды упомянутых выше классов организовать тренировочный процесс, особенно в зимний период. Развить успех им по ряду причин не удалось, и на олимпиаде 4 место в «ЖМР» экипажа Скудиной лучший результат сборной. В других классах спортивных результатов уровня «медальной гонки» никто не достиг.

Всероссийская Федерация Парусного Спорта

назад назад  наверх наверх

    О проекте | Техподдержка | Контакты VLBoat.ru | Условия использования | Реклама на сайте | Наши баннеры | Партнеры | Карта сайта